Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Оценить результат, а не процесс: новая система КРИ для госслужащих

Количество государственных служащих в Украине по количеству населения примерно равен среднему показателю в странах ЕС.

Численность государственной службы не является проблемой, когда граждане доверяют государственным институтам.

В днако в Украине является вопрос доверия и отсутствует понимание того, чем занимается армия чиновников.

Если сегодня гражданин решит узнать, насколько результативно работает чиновник или учреждение, он не сможет этого сделать. Более того - рядовой гражданин обычно не понимает, над задачей сейчас работает тот или иной государственный орган.

И пока мы не установим прозрачные правила и критерии оценки, общественная дискуссия об эффективности госслужащих и оплату их труда не может быть предметной, а этой темой будут манипулировать.

До недавнего времени конечным результатом деятельности в системе государственного управления в Украине считался управляющее воздействие. То есть раньше оценивалась текущая деятельность, количество выполненных плановых или внеплановых задач.

Однако в странах Западной Европы и США в основу оценки положены конечный результат. Новый закон "О государственной службе" ввел оценки деятельности государственных служащих по четким показателям.

Реформируя систему государственного управления, мы начинаем оценку по новому принципу: не количество проведенных совещаний, а то, что они изменили "за окном".

Для измерения и оценки эффективности каждого конкретного сотрудника бизнес использует КРИ - конкретные и измеряемые показатели, которые сотрудник должен выполнить за установленный период времени.

Перед внедрением этого новшества мы изучили соответствующий опыт других стран. Оценка эффективности государственных служащих является инновационной практикой на международном уровне.

Эту идею западные страны начали внедрять на государственной службе 10-20 лет назад, и наиболее эффективно она показала себя по топ-менеджмента госслужбы. Сейчас и мы начинаем этот процесс.

Некоторые страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) устанавливают показатели эффективности топ-чиновников таким образом, чтобы максимально обеспечивать достижение целей правительства.

Некоторые страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) устанавливают показатели эффективности топ-чиновников таким образом, чтобы максимально обеспечивать достижение целей правительства

Наши предложения к системе ежегодной оценки имеют много общих черт с системой управления результативностью (performance management) в правительстве Канады, занимает одну из первых позиций в мире по эффективности госслужбы.

Частью культуры канадской госслужбы является поощрение преданности и высокой производительности. Такая культура стимулирует предоставление услуг лучшего качества гражданам.

Каждый государственный служащий в Канаде ежегодно заключает со своим руководителем "Соглашение о производительности" (performance agreement), выполнение которой оценивается в конце года.

Такой подход способствует построению доверия внутри государственной службы, позволяет раскрыть потенциал каждого работника и обеспечивает прозрачность государственной службы.

Очень интересно, по моему мнению, канадский опыт оценивания не только результативности, но и развития профессиональных компетенций, так называемых soft skills, что является весомым для дальнейшей карьеры руководителя.

Например, это стратегическое видение, навыки построения горизонтальных связей, развития и мотивации персонала, совместное планирование. Ведь, кроме достижения поставленных целей, важно оценивать также личный и профессиональный рост человека на руководящей должности.

Оценки результатов служебной деятельности - это новая для нашей госслужбы концепция, которая только начинает свое становление. В конце прошлого года мы впервые установили показатели служащим категорий Б и В, а в конце этого года впервые состоится их оценивания.

Я не ожидаю, что все получится с первого раза, но мы работаем в тесном взаимодействии с экспертной средой и HR-специалистами и будем оперативно реагировать на любые трудности. Уже в этом году мы увидим первый результат.

Особого внимания требует порядок оценки результатов служебной деятельности госслужащих категории А - высшего корпуса государственной службы.

Эта категория госслужащих имеет особый порядок определения и оценки показателей, ведь они должны обеспечивать лидерство во внедрении реформ и является тем звеном, которое совмещает государственную службу с политическим руководством правительства.

Четкие критерии отделят их деятельность от политической оценки, позволят объективно оценить результативность внедрения решений правительства, а также обеспечить постоянство госслужбы в момент смены политического руководства.

Система ключевых показателей будет построена по принципу "от общего к частному", которая позволяет транслировать стратегические цели и задачи правительства в персональные задания на год для каждого государственного служащего.

При такой системе к основным задачам руководителя относятся планирование деятельности, формирования адекватной структуры организации, надзор за выполнением функций, управление рисками, достижения уверенности в том, что цель и цели учреждения будут достигнуты, а решения будут выполняться.

Благодаря установке КРИ становится понятным вклад каждого работника в достижение целей правительства, повышается подотчетность и прозрачность работы органов исполнительной власти.

Например, КРИ работников Директората публичной администрации Секретариата Кабинета министров связанные с выполнением Стратегии реформирования государственного управления на 2016-2020 годы.

Четкая взаимосвязь задач каждого отдельно взятого государственного служащего с фактической реализацией задач в соответствующей сфере понятен как руководству, так и работникам.

Кроме того, таким образом мы создаем зависимость уровня оплаты труда каждого работника от его личной эффективности, что будет способствовать лучшей мотивации сотрудников.

Внедрение системы управления результативностью повлияет на внутреннюю культуру государственной службы и будет способствовать трансформации всей системы госуправления от ориентации на процессы к ориентации на результат.

Александр Саенко, министр Кабинета министров, специально для УП