Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Финансы и развитие, июнь 1999 г. - Укрощение инфляции в странах с переходной экономикой


О F & D

Подписывайся

Вернуться Вопросы

Напишите нам

Информация об авторских правах

Используйте бесплатный Adobe Acrobat Reader просмотреть PDF-файл Эта статья

Бесплатное уведомление по электронной почте

Получайте электронные письма, когда мы публикуем интересующие вас новинки.
Подписывайся или же изменять твой профиль




Укрощение инфляции в странах с переходной экономикой
Карло Коттарелли и Питер Дойл

В период с 1992 по 1997 год большинству стран с переходной экономикой удалось взять под контроль инфляцию без очевидных затрат с точки зрения потерянного объема производства. Понимание факторов, лежащих в основе их успеха, могло бы не только пролить свет на переходный процесс, но и извлечь уроки для других стран, стремящихся обуздать инфляцию.

Когда централизованно планируемая экономика начала превращаться в рыночную экономику в начале 1990-х годов, инфляция резко возросла в условиях слабой макроэкономической политики и отмены контроля над ценами. В 1992 году средний уровень инфляции в странах Центральной и Восточной Европы составил почти 100 процентов, а в странах Балтии, России и других странах бывшего Советского Союза - более 1000 процентов. К 1997 году средний уровень инфляции в обеих областях упал до 11 процентов.

Большинство стран с переходной экономикой достигли уровня инфляции ниже 60 процентов удивительно быстро - в течение шести месяцев после принятия антиинфляционных мер. В Хорватии и Грузии темпы инфляции снизились еще быстрее, хотя в других странах, включая Эстонию и Украину, это первоначальное снижение инфляции заняло значительно больше времени.

Хотя в большинстве стран падение было быстрым до 60 процентов, дальнейшее снижение происходило медленнее в нескольких странах. Например, инфляция сохранялась на уровне от умеренного до высокого (от 15 до 60 процентов) в течение более двух лет в передовых реформаторах - странах Балтии и более крупных странах Центральной Европы. Через год после того, как инфляция упала ниже 60 процентов, средний уровень инфляции в этих странах все еще составлял примерно 30 процентов; пять лет спустя он упал до 15 процентов. Тем не менее, за некоторыми исключениями, в частности Албанией, Болгарией и Румынией, в странах с переходной экономикой не наблюдалось возобновления высокой инфляции в течение 1992-1997 годов. (В конце 1995 года уровень инфляции снизился до 6 процентов в Албании и до 35 процентов в Болгарии и Румынии; два года спустя они выросли до 40 процентов в Албании, 580 процентов в Болгарии и 150 процентов в Румынии.)

Плюсы и минусы

Первоначально антиинфляционная позиция стран с переходной экономикой была весьма противоречивой по нескольким причинам. Во-первых, некоторые наблюдатели считали, что инфляция, хотя и высокая, не является чрезмерно дорогостоящей для производства и, следовательно, не должна быть основным направлением политики. Во-вторых, опасались, что усилия по сдерживанию инфляции, даже если они будут успешными, приведут к спаду производства, который уже сократился больше, чем предполагалось. В-третьих, существует вероятность того, что попытки контролировать инфляцию ослабят и без того хрупкие внешние балансы.

Теперь кажется, что эти опасения были необоснованными. Существует формальное свидетельство того, что, учитывая другие факторы, в частности влияние структурных реформ и роста экспортного рынка на выпуск продукции, инфляция выше определенного уровня была связана с потерями выпуска в странах с переходной экономикой. Данные предполагают, что порог для этого региона находится в низком подростковом возрасте. И чем больше степень, в которой инфляция превышает этот порог, тем больше потери продукции, связанные с этим. Кроме того, учитывая базовую взаимосвязь между инфляцией и выпуском, а также другие факторы, отмеченные выше, коэффициент жертвоприношений, то есть потери продукции, связанные с дезинфляцией, для региона в целом был равен нулю. Более того, теперь также ясно, что между дезинфляцией и внешним балансом не было прочной связи. В среднем внешнее сальдо счета текущих операций ухудшилось в годы, последовавшие за усилиями по дезинфляции, но внешнее сальдо, финансируемое за счет задолженности, этого не сделало, поскольку прямые иностранные инвестиции и другие потоки акций восполнили этот пробел.

Эти поразительные успехи требуют объяснения. Несколько факторов, по-видимому, объясняют как снижение инфляции, так и устойчивость выпуска и внешнего баланса к антиинфляционным мерам (см. Диаграмму).

Контекст для дезинфляции

Во-первых, контекст для дезинфляции мог быть гораздо более благоприятным, чем это казалось на первый взгляд. Самое главное, поскольку опыт стран с переходной экономикой в ​​области инфляции был кратким, они не прибегали к адаптивным мерам, часто встречающимся в странах, где инфляция стала образом жизни - например, индексация в обратном направлении. Единственными странами, которые полагались на обратную индексацию, были Хорватия, Польша и Словения, и Хорватия отменила ее в самом начале своих усилий по дезинфляции. Присутствовали многие другие формы индексации, но они редко смотрели в прошлое и поэтому не вызывали инфляционную инерцию. Кроме того, тот факт, что широкая общественность не привыкла к высокой инфляции, возможно, усилил политическую приверженность программам дезинфляции, которые, по мнению многих, были связаны со свержением старого режима. (Однако поддержка дезинфляции отнюдь не была универсальной в регионе, и в некоторых странах у дезинфляции все еще мало сторонников.)

Другие факторы, способствующие неожиданно благоприятному климату для дезинфляции, связаны с небольшими размерами финансовых секторов стран с переходной экономикой. С самого начала финансовая неустойчивость была критической проблемой: двухуровневые банковские системы находились в зачаточном состоянии, а банковские системы были плохо подготовлены к тому, чтобы справляться с серьезными относительными изменениями цен и потрясениями на уровне цен. И все же эта хрупкость не помешала дезинфляции. Во многих странах банковский сектор был небольшим по сравнению с объемом производства, отчасти в результате инфляции, которая характеризовала ранние этапы перехода. Грузия и Молдова, где в 1994 году широкая денежная масса составляла лишь около 3 и 12 процентов ВВП соответственно, представляют два крайних примера этого. Поскольку во многих странах имеются небольшие финансовые сектора, существует ограниченная потребность в государственных ресурсах для обеспечения устойчивости финансового сектора в разгар усилий по дезинфляции. Финансовый сектор также не был необходим для передачи политики дезинфляции в реальную экономику. Вместо этого, учитывая, что корень инфляции был фискальным в большинстве стран, фискальная политика была ключевым механизмом передачи. А тот факт, что дезинфляция была отмечена резким падением номинальных процентных ставок, означало, что в ограниченной степени ставки банковского кредитования были фиксированными по отношению к депозитным ставкам, банковские спреды расширились во время дезинфляции, что укрепило финансовую стабильность.

Наконец, относительные ценовые шоки также облегчили снижение инфляции. Хотя относительная корректировка цен первоначально препятствовала дезинфляции непосредственно за счет повышения уровня цен, в конечном итоге это привело к большей гибкости со стороны предложения, что способствовало снижению темпов инфляции.

Фискальные факторы

Фискальные факторы также способствовали успеху стран с переходной экономикой в ​​борьбе с инфляцией. Фискальная консолидация в переходной области была драматичной. В 1992 году среднее отношение дефицита бюджета к ВВП составляло около 13 процента; пять лет спустя это соотношение снизилось до 3 процента. Кроме того, почти во всех странах были созданы, по крайней мере, первичные рынки казначейских векселей, что привело к увеличению диверсификации источников финансирования. В результате кредит центрального банка правительству сократился с примерно 11 процентов ВВП в 1992 году до менее 1 процента ВВП в 1997 году.

Корреляция между сильной фискальной позицией и дезинфляцией также очевидна в опыте каждой страны. Фискальные корректировки были тесно связаны с дезинфляцией. Какие есть исключения подтверждают правило. Хотя в начале переходного периода Эстония заняла прочную финансовую позицию, дезинфляция началась только в 1992 году, но отставание было связано с задержкой создания новой валюты страны. Две другие страны - Румыния и Кыргызская Республика - смогли добиться значительного снижения инфляции без особенно заметной фискальной коррекции или сильной фискальной позиции. Тем не менее, Румыния является одной из немногих стран, в которой инфляция вновь усилилась после начала дезинфляции, и в фискальной позиции Кыргызской Республики доминировала крупная программа государственных инвестиций, финансируемая извне, поэтому внутренний кредит и кредит от центрального банка правительству были жесткими в течение всего периода, когда происходила дезинфляция.

Политика обменного курса

Номинальные якорные рамки были третьим элементом успешной дезинфляции. Хотя неудивительно, что ни одна из стран не приняла формальные денежно-кредитные цели - учитывая шоки спроса на деньги, вызванные самим переходным процессом, - поразительно, что так мало людей использовали официальные цели обменного курса. Только четыре страны использовали какую-либо форму официального обязательства по обменному курсу в течение 1992-1997 годов - Эстония, Литва, бывшая югославская Республика Македония и Болгария (в рамках своей программы дезинфляции 1997 года). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что даже неофициальное таргетирование обменных курсов было исключительным (хотя официальные целевые показатели обменного курса играли заметную роль в предыдущих попытках контролировать инфляцию в Восточной Европе).

Два фактора объясняют решение не полагаться на формальные и неформальные якоря обменного курса. Во-первых, инфляция в этот период имела относительно небольшую инерцию. Таким образом, было меньше необходимости в четкой номинальной привязке, вокруг которой могли бы формироваться ожидания в рамках процесса дезинфляции. Во-вторых, в этот период были практические трудности с разметкой. В начале многие валюты стран с переходной экономикой были сильно недооценены и были обеспечены ограниченными международными резервами, что затрудняло работу с привязками по разумным ставкам. Слабость и уязвимость рубля усугубили эти трудности для стран, в которых Россия была основным торговым партнером. Если бы такие страны приняли привязки к твердой валюте, как это было принято согласно общепринятому мнению, последующее восстановление рубля дало бы инфляционный импульс через привязку, компенсируя предполагаемый дезинфляционный эффект привязки твердой валюты. И если бы в свете этого риска рубль был включен в корзину валют, доверие к привязке как к номинальному якору могло бы быть скомпрометировано. Таким образом, как спроектировать и эксплуатировать колышек как якорь дезинфляции в этой среде, было далеко не очевидно.

Но если бы страны не ориентировались ни на обменные курсы, ни на монетарные цели, что они делали? По сути, они неформально боролись с инфляцией. И этот подход был не просто лучшим из плохого набора вариантов. Например, Хорватия и Грузия использовали эту систему, чтобы позволить номинальным обменным курсам расти на начальных этапах их усилий по дезинфляции. Это ускорило процесс дезинфляции и отчасти объясняет исключительную скорость, с которой эти две страны достигли снижения уровня инфляции. Прогресс в области дезинфляции был намного медленнее в странах, которые приняли формальные привязки обменного курса, в частности, в продвинутых реформаторах.

целенаправленность

Последним фактором успеха стран с переходной экономикой в ​​замедлении инфляции является то, что программы дезинфляции были разработаны для быстрого достижения результатов. Они не удерживались до тех пор, пока не были введены другие желательные фрагменты экономической головоломки, в частности, структурные реформы.

Заключение

Снижение инфляции в странах с переходной экономикой было значительным, особенно с учетом хаотических условий, в которых большинство этих стран действовало в начале 1990-х годов. Инфляционное давление, которое долгое время подавлялось с помощью контроля над ценами, оказалось меньшей проблемой, чем другие проблемы, с которыми сталкиваются новые и неопытные институты формирования политики в этих странах, включая коллапс производства, занятость и налоговые поступления; военные конфликты; и перерисовать национальные границы.

Мало того, что продукция была устойчивой к дезинфляции, но низкая инфляция была связана с более быстрым экономическим ростом. Однако борьба с инфляцией еще не окончена. В дополнение к тем странам, которые пережили возобновление серьезной инфляции, - Албании, Болгарии и Румынии, - некоторые другие, включая Армению, Беларусь и Узбекистан, пережили рецидивы меньшей степени тяжести. Политики, которые становятся самодовольными, рискуют снова потерять контроль над инфляцией, даже в странах, где инфляция была умеренной и управляемой, но устойчивой. Один урок, извлеченный из успехов и неудач антиинфляционных программ в странах с переходной экономикой, заключается в том, что даже если всеобъемлющие структурные реформы не являются предварительными условиями для достижения низкой инфляции, они, по-видимому, необходимы для ее поддержания.

Карло Коттарелли - начальник Южно-европейского отдела II Европейского департамента МВФ.

Питер Дойл - старший экономист в Центральноевропейском отделе II Европейского департамента МВФ.

Но если бы страны не ориентировались ни на обменные курсы, ни на монетарные цели, что они делали?